Порядок постановки земельных участков на кадастровый учет

Постановку земельного участка на государственный кадастровый учет можно разделить на три этапа: подготовка документации, постановка земли на учет в кадастровой палате, регистрация землевладения в Регистрационной палате (УФРС).

Особенности сбора и подготовки документов

Порядок постановки земельных участков на кадастровый учетКлючевой аргумент для постановки земельного участка на кадастровый учет – документ, подтверждающий право собственности. Это может быть свидетельство о наследстве, договор инвестирования или ренты, договор дарения или купли-продажи в зависимости от способа вступления в собственность.

Если земельный участок вам не принадлежит, а постановка на кадастровый учет выполняется для оформления права собственности, нужен договор основания – документ, закрепляющий имущественные права на землю:

  • договор права пожизненно наследуемого владения;
  • договор бессрочного пользования;
  • договор аренды участка;
  • договор купли-продажи объекта недвижимости, расположенного на участке, не оформленном в собственность;
  • договор купли-продажи земли с администрацией населенного пункта.

Для получения одного из указанных документов обратитесь в местную администрацию или Министерство имущественных отношений с заявлением о намерении выкупить участок. Земельный комитет проведет расчет стоимости, составит договор и выдаст квитанцию для оплаты. После внесения денежных средств и поступления их на счет комитета подписывается акт приема-передачи и договор купли-продажи.

Если земельный надел принадлежит государственным или муниципальным органам, нужно получить письменное согласие от всех арендаторов и Министерства имущественных отношений. Каждый совершеннолетний арендатор пишет заявление по установленному образцу, прикладывает копию паспорта гражданина РФ и договор аренды. В назначенный день представитель ведомства выдает документ. Согласие от арендаторов составляется в кадастровой палате на этапе постановки участка на государственный учет.

Важно!
  • Если в число собственников надела входят несовершеннолетние, нужно заручиться разрешением от представителей органов опеки и попечительства. Документ выдается в течение 10 рабочих дней с момента подачи заявления.
  • Если оформлением документов занимается доверенное лицо, к заявлению прикладывается нотариально заверенная доверенность.
  • Ключевой документ для постановки участка на кадастровый учет – межевой план в письменной и электронной формах.

Постановка на кадастровый учет

Постановка на кадастровый учетПосле сбора документов собственник обращается в Кадастровую палату или территориальный орган Росреестра с заявлением. Его пишет каждый совершеннолетний владелец, арендатор, пользователь или нотариально доверенное лицо. Бланки и образец написания выдает сотрудник Росреестра или Кадастровой палаты.

После подачи документов нужно уплатить государственную пошлину (сумма для физических и юридических лиц отличается), передать пакет документации сотруднику организации и получить расписку с датой приема.

Если документы подготовлены правильно, сотрудники Росреестра вносят в ЕГРН описание участка и присваивают индивидуальный кадастровый номер. Обычно процедура занимает не больше месяца. При обнаружении ошибок документы возвращаются заявителю на исправление. После устранения недочетов и повторной уплаты госпошлины заявление подается повторно. Рекомендуем доверить подготовку межевого плана и проверку договоров компетентному специалисту: при наличии грубых ошибок процедура может растянуться на полгода.

Результат постановки участка на учет – получение кадастрового паспорта и выписки из ЕГРН.

Регистрация в УФРС

Регистрация в УФРСПомните, что с момента постановки на кадастровый учет у владельца есть два года для регистрации надела в собственность. При нарушении этого правила участок исключается из Реестра.

Обратитесь с заявлением в Регистрационную палату и приложите документы:

  • паспорт каждого собственника или доверенных лиц;
  • договор основания права собственности;
  • межевой план, заверенный подписью и печатью аттестованного кадастрового инженера.

Квитанция об уплате государственной пошлины (размер зависит от количества собственников, категории земель и других факторов) передается регистратору. Специалист принимает документы, выдает расписку и назначает день окончания регистрации. Обычно процедура занимает не более 14 дней с момента обращения.